Высокая частота вращения холостого хода (HX) — неприятная, дорогостоящая и опасная для окружающей среды ситуация. Но, если машина начинает некорректно работать, то не стоит сразу спешить в сервис. Для начала определите, при каких условиях двигатель набирает обороты: когда он холодный или горячий. Двигатель рычит равномерно или «плывет». Давайте рассмотрим наиболее частые проблемы, вызывающие высокие обороты двигателя.
Что такое высокие обороты двигателя
Вращение мотора зависит от количества подаваемого воздуха. Воздушная смесь поступает через дроссельную заслонку, затем проходит через впускной коллектор к блоку цилиндров. Датчик положения дроссельной заслонки (TPS) передает данные об угле открытия в ЭБУ. Компьютер рассчитывает количество увлеченного воздуха и определяет количество топлива, которое необходимо подать для создания рабочей смеси. В результате высокие обороты возникают из-за неправильного расчета ЭБУ или чрезмерного количества воздуха, попадающего в двигатель.
При нормальной работе двигателя при пуске и на холостом ходу, например на холостом ходу, частота вращения невысока: до 600 — 1000 в минуту. Показания отображаются на спидометре. Двигатель можно вращать на высоких, 1100 — 2500 об / мин, зимой «холодно» за 10 секунд. За это время двигатель нагревает масло и охлаждающую жидкость до рабочей температуры + 80 ℃… + 90 ℃. Двигатель станет громче.
Если стрелка тахометра долго не опускается, нужно искать причину высоких оборотов.
Высокие обороты при запуске двигателя или «горячие» могут быть постоянными или колеблющимися. «Плавание» характерно для инжекторных двигателей. Если в камерах сгорания много воздуха, форсунка будет подавать много топлива, как показывает компьютер. Оборот будет расти. Но постепенно смесь станет беднее, и двигатель начнет глохнуть. Манометр может снижаться до 500 об / мин, но с новой порцией воздушной смеси процесс будет повторяться, и количество оборотов станет большим.
https://youtu.be/nfg_O5KOhsk
Причины высоких оборотов мотора на холостом ходу
Высокие обороты на горячем двигателе могут быть вызваны не только избытком воздуха, но и низким уровнем топлива, загрязнением форсунок и неисправными свечами зажигания. В этом случае электронный блок рассчитает рабочую топливно-воздушную смесь, но она не сгорит.
Если двигатель работает на холостом ходу выше 1100 об / мин, причина может быть в выходе из строя датчиков, ЭБУ или ненормальной утечке воздуха. Рассмотрим, как неисправность датчика связана с высокой частотой вращения двигателя.
Датчик массового расхода воздуха
Датчик массового расхода воздуха расположен между воздушным фильтром и впускным коллектором. Датчик массового расхода воздуха измеряет массу воздуха, поступающего в двигатель, и передает показания в ЭБУ. На основе данных о массе и температуре воздуха компьютер рассчитывает плотность смеси, вводимой в камеру сгорания.
Если датчик неисправен, ЭБУ уведомит водителя, активировав Check Engine. Для проверки датчика массового расхода воздуха мастера сравнивают показания на холостом ходу, а также при 1000, 2000 об / мин со справочными данными производителя или исправным датчиком.
Если расходомер исправен, избыточная воздушная смесь течет в обход его.
https://youtu.be/Z0emkgXDytY
Датчик РХХ
Регулятор ХХ представляет собой шаговый двигатель со штоком клапана, расположенным на корпусе дроссельной заслонки. IAC предназначен для поддержания стабильной работы двигателя ХХ в обход закрытой дроссельной заслонки. Степень открытия канала контролируется ЭБУ.
Высокое число холостого хода может указывать на неисправность IAC, который поддерживает канал открытым до его полного размера. Визуально осматривают датчик на предмет загрязнения и дефектов. Измерьте напряжение и сопротивление мультиметром или проведите диагностику с помощью адаптера. Если показатели высокие, датчик заменяют на новый.
ДПДЗ
Датчик регулирует положение дроссельной заслонки, как показывает ЭБУ. Причины увеличения скорости могут быть связаны как с поломкой ДПС, так и с загрязнением самого ускорителя.
Неисправность датчика сопровождается:
- отсутствие мощности при разгоне;
- включение значка Check Engine.
- плавающие обороты двигателя на холостом ходу;
Датчик проверяется путем измерения напряжения и сопротивления. Или устанавливают новый исправный ДТП и оценивают работу двигателя.
https://youtu.be/_bFKw61jn0c
Дроссельная заслонка
Когда водитель нажимает на газ, дроссельная заслонка открывается и пропускает воздух в коллектор. Со временем дроссельная заслонка загрязняется смолистыми и маслянистыми отложениями выхлопных газов, может заклинивать или заклинивать. В этом случае на ХХ заслонка не закроется полностью. Проблема решается чисткой дроссельной заслонки карбункулом.
Если приводной трос слишком затянут или сломан, может произойти увеличение холостого хода из-за дроссельной заслонки. Конструкция троса дроссельной заслонки встречается на более старых моделях двигателей.
Датчик температуры мотора
ЭБУ контролирует обороты двигателя, учитывая показания датчика температуры. Как только температура двигателя падает, компьютер запускает двигатель, чтобы быстро его прогреть. Неправильная информация может попасть в ЭБУ, если датчик температуры или проводка вышли из строя. Для диагностики датчика необходимо измерить его сопротивление на остывшем и горячем двигателе, затем сверить показания с техническими данными.
Повышенные обороты холостого хода при горячем двигателе также могут быть связаны с неисправностью датчика температуры охлаждающей жидкости, всасываемого воздуха или термостата.
Коллектор
Впускной коллектор распределяет поступающий воздух в камеры сгорания. Причиной высоких оборотов холостого хода двигателя может быть утечка воздуха из негерметичной системы впуска. В этом случае проверьте затяжку болтов, качество прокладок, впускных патрубков и целостность корпуса коллектора.
Утечки воздуха на горячем двигателе можно контролировать с помощью мыльного раствора. Для этого вспеньте все возможные места утечки — в точках всасывания мыло закипит. Вы также можете отследить шипение или зажать трубы, которые подходят к коллектору.
Электронный блок управления
Электронный блок — это мозговой центр двигателя. Неисправный ЭБУ может привести к слишком быстрой работе двигателя на холостом ходу. Чтобы проверить работоспособность электронного блока, необходимо подключить его к диагностическому оборудованию и протестировать. Часто проблема с ЭБУ решается заменой программного обеспечения.
Методы решения проблемы
Для снижения высоких оборотов необходимо выявить причину неисправности:
- Если было добавлено новое топливо, слейте его и долейте.
- Ищите источник утечки воздуха. Проверить вакуумные трубки впускного коллектора. Убедитесь, что дроссельная заслонка на XX полностью закрыта. Осмотрите воздушный фильтр.
- Проверьте чистоту дроссельной заслонки и ее привода. Отрегулируйте напряжение кабеля и, если есть электропривод, измерьте его сопротивление мультиметром.
Если эти методы не помогли добиться нормальной работы двигателя, то придется переходить к комплексным методам диагностики:
- снять и проверить датчики РХХ, ДПДЗ, ДМРВ;
- диагностировать ЭБУ.
- на горячем двигателе пощупайте рукой водопроводные трубы, когда они входят в дроссельную заслонку. Температура трубок должна быть такой же, как у бачка радиатора или труб отопления салона. Если трубы холодные, охлаждающая жидкость не будет циркулировать. Это могло произойти из-за отсутствия жидкости или грязных шлангов. Насос тоже мог быть неисправен;
Высокие обороты могут быть связаны не только с избытком воздушной смеси, но и с утечками топлива. Например, если топливный насос сломан, изношены прокладки ГБЦ или кулачки распределительного вала.
Реже проблемы возникают, если своевременно делать ремонт и обслуживание автомобиля: использовать качественные жидкости, заменять прокладки и следить за чистотой каналов.
Заключение
Высокие обороты двигателя возникают из-за неисправности систем и механизмов, отвечающих за поступление воздуха и топлива в камеру сгорания. Помимо появления вибраций и шума, высокоскоростной двигатель начинает потреблять больше топлива и выделять больше вредных веществ. Для решения проблемы необходимо диагностировать возможные утечки и неисправности, очистить или заменить неисправные детали.