Двигатель модели ЗМЗ 402 выпускался для работы на легковых автомобилях типа «Волга». Силовой агрегат ЗМЗ серии 402 — это доработанная модель двигателя ГАЗ 24 D. Доработаны все основные узлы и элементы двигателя.
Давайте посмотрим на его параметры.
Технические характеристики 402 двигателя
Технические характеристики мотора модели ЗМЗ 402 приведены в таблице ниже.
Параметр | Имея в виду |
Питание | От карбюратора |
Объем двигателя | 2,5 л |
Масса мотора | 181 кг, некоторые модели весили 184 кг |
Власть | 100 и 90 лошадиных сил в зависимости от серийной модели |
Расход топлива на 100 км | 13,5 литров при движении только по городу |
Объем масла | 6 литров, но при замене переливается 5,8 литра |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 2 |
Крутящий момент Нм | 182/2500 мин / об |
Сжатие | 8,2 |
Диаметр цилиндра и ход | 92 мм (квадрат) |
Жизненный ресурс двигателя в тысячах км | 200 тыс.км по данным завода |
Внимание! Есть разные модели двигателей ЗМЗ 402. Поэтому параметры могут быть разными. Но все они карбюраторные, в данной модификации не применялись блоки впрыска топлива. В качестве топлива используется бензин.
Многих начинающих автолюбителей интересует, сколько масла потребляет этот двигатель. Опытные механики отвечают, что на 1000 километров до 100 грамм. Кроме того, опытные автовладельцы рекомендуют менять смазку не через 10000 километров, как написано в инструкции, а через пять тысяч. Это относится к более старым двигателям, которые уже достаточно изношены.
Все двигатели безнаддувные. Двигатели с турбонаддувом завод не выпускал. Хотя многие автолюбители пытаются тюнинговать этот двигатель. Двигатели выпускались с 1980 по 2006 год. Затем их производство было приостановлено.
Модификации мотора
двигатель 402 имеет несколько модификаций. От базовой версии они отличаются установкой других более усовершенствованных карбюраторов, новой системой зажигания. Давайте посмотрим на эти ДВС:
- модификация двигателя 402.1;
- ЗМЗ 402.2;
- ЗМЗ 402.
Они различаются степенью сжатия: 6,7 для первых версий и 8,2 для последних. Вес двигателей ЗМЗ 402, которые устанавливались на Газель, немного больше обычного 3-килограммового варианта и равен 184 кг.
ЗМЗ 402.1 используется на автомобилях Волга. Работает на бензине 92. Экологический класс таких двигателей не выше 0.
Двигатели ЗМЗ 4021.10 — первые версии двигателей. Они созданы для топлива с октановым числом 76. Степень сжатия здесь тоже снизилась — 6,7. Используется на ранних версиях Волги».
Форкамера зажигания устанавливалась на силовые устройства ЗМЗ 4022.10. Этот тип двигателей отличался тем, что в них изменилось положение распредвала, ГБЦ и новый вариант карбюратора. Конструкция двигателя стала более сложной. Однако на девяносто втором году производство таких двигателей было остановлено. Форкамерное зажигание больше не устанавливалось на модели двигателя ЗМЗ 402.
Силовые агрегаты серии 402,5 и 402,6 применялись в основном на Газели и ничем не отличались от первых двигателей.
Внимание! Двигатели 402.2 конструктивно «слизали» с двигателями автомобилей Honda. Экспериментальные двигатели должны были быть более экономичными. Однако доработки не дали результатов. Поэтому эксперимент был остановлен.
Список моделей авто на которых устанавливался мотор ЗМЗ 402
Двигатель ЗМЗ 402 встречается на автомобилях:
- Соболь;
- Газель;
- Буханка УАЗ;
- Волга.
За исключением опытного варианта, конструкция силового аппарата серии ЗМЗ 402 считается простой и неприхотливой. Их можно ремонтировать в гаражных условиях, их легко заводить в сильные морозы. Но они не любят перегреваться.
Рассмотрим конструкцию двигателя ЗМЗ 402.
Устройство 402 двигателя
Четыреста второй агрегат представляет собой рядный карбюраторный двигатель. Блок цилиндров отлит из чугуна, а головка блока — из алюминиевого сплава. Гильзы также отлиты из чугуна. Их не заливают в блок, как сейчас на современных двигателях, но они съемные.
Однако крышки коренных подшипников и поддон соединены вместе с блоком и не подлежат замене. Коленчатый вал двигателя выполнен из чугуна. У этого устройства пять креплений. Элемент динамически уравновешен маховиком и ведомым диском сцепления.
Давайте теперь посмотрим на схему моторного устройства на изображении в следующем блоке.
Схема двигатель ЗМЗ 402
На изображении ниже представлена схема двигателя ЗМЗ 402. Система охлаждения двигателя закрытая. Заправка охлаждающей жидкостью. Перед радиатором установлен вентилятор, ведь двигатель не любит перегреваться.
Распредвал имеет пять основных шейек, на нем установлены шестерня привода датчика распределителя зажигания и масляный насос. Распределительный вал приводится в движение шестерней из полиамида. Он через свои шестерни соединен со звездой коленчатого вала.
Кулачки распределительного вала ударяются о толкатели, которые, в свою очередь, приводят в действие клапаны через коромысло.
Смазка для двигателя ЗМЗ 402 комбинированная. Смазка охлаждается маслоохладителем. Клапан может использоваться для регулирования подачи смазки в радиатор.
Также есть регулятор нагрева. Он разделен на два подразделения: зимнее и летнее. Выхлопные газы нагреваются во впускном патрубке.
Головка блока ЗМЗ 402
Головка блока цилиндров двигателя ЗМЗ 402 отлита из алюминия. В нем находятся свечи зажигания, клапаны с пружинами и форсунки. Кроме того, головка блока цилиндров уплотнена резиновой прокладкой.
Как видите, схема для двигателя простая. Но у него есть проблемы и неудобства, полученные на заводе.
Многие автолюбители пытаются тюнинговать двигатель ЗМЗ 402. Для этого устанавливается турбонагнетатель. Покупают компрессор, который вставляют в карбюратор. А выхлоп заменен на прямоточный. Однако эффекта не будет, если сам карбюратор не заменить инжектором. Поменять распредвал и установить кованый коленвал.
Для установки турбины покупают турбо-комплект. Опытные механики иногда собирают турбину сами. Но для этого нужны руки и мозги. Делают коллектор для турбины, обвязку, покупают специальные форсунки постоянного тока, новые распредвалы и коленчатые валы.
Если у вас все это бесплатно, вы можете сделать двигатель с турбонаддувом. Однако в противном случае установка турбины обойдется в две машины цены. Поэтому опытные механики иногда советуют начинающим автомобилистам просто поменять двигатель ЗМЗ на 1 JZ GE.
Основные проблемы 402 двигателя
Автовладелец сталкивается с множеством проблем при эксплуатации двигателя 402. Хотя двигатель 402 не экстравагантен, при невнимательности, преждевременной замене масла и фильтроэлементов получится перегретый силовой агрегат, который впоследствии выйдет из строя.
Внимание! Капитальный ремонт двигателя выполнен после пробега 150 тысяч километров. Более длительная работа зависит от качества горюче-смазочных материалов и ухода за двигателем со стороны автовладельца.
Основными проблемами двигателя ЗМЗ 402 являются:
- центральная часть ГБЦ подвержена различным перекосам из-за сильного нагрева двигателя. Поэтому важно вовремя подтягивать болты и заменять прокладку головки, чтобы избежать утечки масла через прокладку или выхода из строя головки;
- рывки и колебания двигателя на холостом ходу и в штатном режиме. Происходит это из-за неточности обработки деталей на производстве. Впускной коллектор и карбюратор выполнены с небольшими погрешностями в размерах, поэтому во время работы они трясутся, создавая вибрации. Многие автовладельцы переводят ЗМЗ 402 на инжекторный. Но для таких экспериментов требуются знания и умение разбираться в конструкции двигателя;
- потеря смазки. Пропитанный графитом канат, который является задним сальником коленчатого вала, протекает при 2500 об / мин. Это происходит через 50 000 километров, когда трос истощен. Следовательно, необходимо будет его заменить;
- перегрев двигателя 402. Это обычная проблема для двигателей этой серии. В первую очередь смотрю на термостат. Если он показывает нормальную температуру и в рабочем состоянии, обратитесь к насосу для прокачки смазки. Если он в порядке, возможно, проблема кроется в воздушности системы охлаждения. Его нужно проверить и залить новой охлаждающей жидкостью.
- появление стуков при работающем двигателе. Типично для тех двигателей, на которых клапаны не регулировались. Поэтому каждые 15 тысяч километров происходит регулировка тепловых зазоров клапанов. Некоторые опытные механики устанавливают на 402 гидравлические подъемники, чтобы водители не страдали от регулировки. Иногда проблема не в регулировании. Выходят из строя вкладыши шатуна и распредвал;
- вибрация двигателя. Об износе подушек всегда свидетельствует вибрация двигателя во время движения автомобиля на холостом ходу. Если подушки сильно изнашиваются, в машине чувствуется вибрация. Чем раньше будут заменены подушки, тем лучше. По мере вибрации ослабляются болты и другие детали, что сказывается на сроке службы самого автомобиля;
Этот двигатель отличается и другими недостатками. Например, плохое удержание лайнера. Приводы штока клапана быстро выходят из строя. Клапаны могут заклинивать сами по себе. Это промышленное моторное заболевание.
В силовые агрегаты серии ЗМЗ 402 заливается только минеральное масло.Нельзя использовать синтетические и полусинтетические масла, так как они разъедают сальник коленвала. Это приводит к быстрому вытеканию смазки.
Многие опытные механики советуют не перегружать двигатель после 200000 км пробега. Так как двигатель работал сам по себе и сам ремонт приведет только к пустой трате денег. Поэтому лучше всего заменить его на двигатель с меньшим пробегом или перейти на другой двигатель.
Ежегодное обслуживание этих двигателей поможет избежать слишком быстрого ремонта ЗМЗ 402 или появления в сервисном центре. Своевременная замена смазки, воздушных фильтров, топливных фильтров и масляных фильтров.
Заключение
Двигатели серии ЗМЗ 402 — рабочие лошадки. Несмотря на выявленные недостатки, только при правильном уходе они способны работать долгое время. Последние модели двигателей серии 402 стали мощнее, в них добавлена новая регулировка зажигания топливной смеси. А на смену 402 пришла модификация 4052.2, которая по экологическому классу приравнивается к двигателям Евро 5. Однако многие автомобилисты ездят на 402 и их машины хорошо себя чувствуют на дорогах.