Инженеры АвтоВАЗа разработали двигатель 21213 в 1994 году для установки на обновленную Ниву. Несмотря на моральное устаревание, двигатель все еще находится в производстве. Водители довольны уровнем подготовки, расходом топлива, возможностями настройки и стоимостью агрегата. Давайте разберемся, почему ДВС с карбюратором так распространены и какие недостатки можно простить.
Технические характеристики двигателя 21213
ВАЗ 21213 — 8-клапанный 4-цилиндровый бензиновый карбюраторный двигатель объемом 1,7 л. Двигатель создавался на базе ВАЗ 2121 и с учетом разработок агрегата ВАЗ 2107. Инженеры частично доработали оригинальную конструкцию для получения лучших эргономических показателей ДВС «Нива»:
- увеличение мощности с 73 до 78,9 л.с и крутящего момента с 116 до 126 Нм;
- снижение расхода топлива до 12 литров на 100 км.
Помимо увеличения диаметра цилиндра до 82 мм, сотрудники ВАЗа разработали новые поршни и коленчатый вал для двигателя 21213. Заменили устаревший карбюратор Ozone на Solers, самую популярную и успешную модель начала 90-х годов. Улучшенная система зажигания и охлаждения.
Для смазки двигателя 21213 масло подбирается исходя из климата:
- от -2 ℃ 5 до + 45 ℃ — 15W-30;
- от -30 ℃ до + 20 ℃ — 5W-30 и т.д.
- от -25 ℃ до + 35 ℃ рекомендуемая вязкость 10W-40;
Производитель указывает предпочтительные марки масел: Лукойл, ЭССО, Рексол, Яр-Марка, Норси, Шелл и др.
Технические характеристики двигателя ВАЗ 21213 |
Имея в виду |
Количество цилиндров / клапанов | 4/8 |
Диаметр цилиндра / ход поршня, мм | 82/80 |
Коэффициент сжатия | 9,3 |
Объем цилиндров, л | 1,69 |
Мощность коленчатого вала, CV при 5200 об / мин | 78,9 |
Крутящий момент, Нм, при 3000 об / мин | 126 |
Скорость холостого хода, об / мин | 750 — 800 |
Объем масла, л | 3,75 |
Расход масла, л / 1000 км | 0,7 |
Расход топлива, л / 100 км, смешанный | 10,5 |
Вид топлива | АИ-93 |
Объем топливного бака, л | 42 |
Сухая масса, кг | 117 |
Ресурс двигателя заявленный, тыс. Км | 80 |
Несмотря на заявленный ресурс двигателя завода 21213 80 тыс. Км, на практике двигатель работает до капитального ремонта 150 тыс. Км при условии использования качественных горюче-смазочных материалов и умеренной эксплуатации.
На базе двигателя 21213 был разработан агрегат 21214 с инжектором. По техническим характеристикам двигатели идентичны. Конструкции отличаются системой питания, ГРМ и наличием гидрокомпенсаторов. По экологическим требованиям инжекторный вариант подходит по стандарту Евро-3.
Описание устройства мотора 21213
В моторную базу ВАЗ 21213 входят:
- головка блока 21213-100301*;
- шатунно-поршневой узел 21213-10040*.
- вал двигателя 21213-1005015;
- блок цилиндров чугунный (БЦ) 21213-1002011;
Основным отличием двигателя 21213 от предшественников стал увеличенный диаметр цилиндра — 82 мм против 76 и 79 мм. Колесная база шириной 95 мм осталась неизменной и позволяет просверливать блок до диаметра 82,8 мм. Изменена конструкция водяной рубашки. Рабочий объем увеличился на 100 см3, но габариты двигателя сохранились.
Для установки коленвала в БК предусмотрено 5 опор: по одной на передней и задней стенках, еще 3 на отливах. Параметры коленчатого вала обеспечивают ход поршня 80 мм. Коленчатый вал изготовлен из чугуна и состоит из 4-х шатунов и 5-ти коренных шеек. Масляные каналы предусмотрены в пальцах шатуна. Шеи разделены уравновешенными щеками. В двигателях ВАЗ прошлого уравновешивающие противовесы встречались только в крайней и средней щеках. Осевое перемещение вала ограничено упорными полукольцами.
Поршневой узел для двигателя 21213 был разработан заново. Поршни 21213-1004015 отлиты из алюминия и выдерживают вес 347 г. Класс поршня (A, B, C, D, E) определяется внешним диаметром с шагом 0,01 мм. Поршень конический по высоте, овальный в поперечном сечении. Отверстие под штифт составляет 22 мм, смещено на 1,2 мм от оси поршня. Палец застрял в кольцах. На юбке поршня 3 кольца:
- центральный маслосъемник с раздвижной винтовой пружиной;
- нижний компрессионный скребковый.
- верхний компрессионный ствол;
Шатун 21213-1004045 выкован из стали, обработан вместе с крышкой. В верхнюю головку шатуна запрессована втулка сталь-бронза. Для крепления шатуна используются болты М9х1,0х56.
Головка Алюминиевая БК предназначена для двигателя ВАЗ 21213 и рассчитана на сжатие до 10 бар. Установка головки от других двигателей может привести к ее повреждению. Чугунные седла и направляющие втулки для 4 впускных и 4 выпускных клапанов запрессованы в головку блока цилиндров. Клапаны приводятся в действие кулачками распределительного вала. Зазор между штоком клапана и кулачком регулируется болтом.
ГРМ
Распределительный вал 21213-1006010 выполнен из чугуна, опирается на 5 штифтов. Кулачки отбелены для повышения износостойкости. Осевое перемещение вала ограничено упорным фланцем.
Ремень ГРМ приводится в движение двухрядной роликовой цепью. Помимо распредвала, цепь приводит в действие масляный насос. Трансмиссия регулируется полуавтоматическим натяжителем с башмаком и амортизатором. Для предотвращения выпадения цепи при снятии звездочки распределительного вала рядом со звездочкой привода коленчатого вала предусмотрен упор.
Системы
Топливная система двигателя Нива 21213 — карбюратор Solers 21073. Карбюраторный агрегат двухкамерный, дроссельные заслонки работают последовательно. Когда первая камера открыта на 2/3, дроссельная заслонка второй камеры активируется. На холостом ходу экономайзер включается. В состав карбюраторного устройства входят:
- нагреть дроссельную зону первой камеры;
- экономическое положение;
- диафрагменный ускорительный насос.
- заблокировать вторую камеру;
- 2 системы дозирования;
- плавучая камера;
- экономайзер;
- система всасывания картера;
Система зажигания двигателя 21213 бесконтактная. Система управляется коммутатором по сигналам торгового автомата. В целом система классическая, без особенностей.
Двигатель охлаждается по типовой схеме: жидкость циркулирует через водяную рубашку в БК и головку блока. Давление создается центробежным насосом, подключенным через ременную передачу к коленчатому валу и генератору. Крыльчатка вентилятора радиатора работает на всасывании, поэтому зимой радиатор необходимо накрывать картоном.
На какие машины ставился силовой агрегат
Тольяттинские инженеры разработали ДВС 21213 вместо 2121 для полноприводных внедорожников. Двигатель встречается на внедорожниках и минивэнах АвтоВАЗа:
- Лада Нива 2131 в удлиненном 5-дверном кузове;
- «Надежда» 2120 в кузове 4-х дверного минивэна.
- «Лада Нива» 21213 в задней части 3-дверного универсала;
Двигатель 21213 устанавливался на экспортную праворульную модель Нивы 21216.
Самые распространенные поломки ДВС
ДВС 21213 имеет типичные проблемы с двигателями ВАЗ:
- при натягивании цепи ГРМ гнет клапана;
- перегрев агрегата вызван неисправным термостатом, забитым радиатором или длительной работой на высоких оборотах. Из-за конструктивных особенностей БК толщина слоя хладагента не обеспечивает достаточного охлаждения, поэтому необходимо эксплуатировать агрегат умеренно. Повышение температуры двигателя приводит к поломке ГБЦ.
- чрезмерный шум из-за разрыва башмака амортизатора или натяжителя цепи ГРМ, скрип подшипника насоса или неотрегулированные тепловые зазоры;
- появление вибрации на скорости 90 км / ч. Причина — поврежденная прокладка ГБЦ или неотрегулированный карбюратор;
- повышенный расход масла из-за нагара на клапанах и цилиндрах;
К недостаткам двигателя 21213 можно отнести особенности ремонта. Если износ цилиндров превышает 0,15 мм, сверление допускается только на ремонтный размер поршней, увеличенный на 0,4 и 0,8 мм от номинала. Исчерпание лимита грозит полной заменой поршней и цилиндров.
Переточка шкворней коленвала возможна с уменьшением диаметра на 0,25; 0,5; 0,75 и 1 мм. Ограничение связано с ремонтными размерами вкладышей. При увеличении осевого люфта коленчатого вала более чем на 0,35 мм деталь подлежит замене.
Цена нового и контрактного двигателя 21213
Водители «Нивы» с двигателем 21213 как один из критериев выбора отмечают доступную стоимость запчастей и автомобиля в целом. Новый двигатель в полной комплектации с заводской гарантией будет стоить 70 000 рублей. Для сравнения: инжектор 21214 стоит 85000 руб.
Подержанный двигатель стоит в 2 раза дешевле: 30 — 45 000 руб. Есть модели за 10-15000 рублей, но их состояние, как правило, требует ремонта.
Заключение
Мощность и крутящие характеристики двигателя ВАЗ 21213 по современным меркам слабые. Однако для «Нивы», предназначенной для езды по колеям и болотам Урала, динамика не так важна, как базовые возможности. Карбюраторный двигатель ВАЗ 21213 лучше тянет на малых оборотах, чем инжекторный, к качеству топлива он менее требователен.
Сотрудники АвтоВАЗа считают «Ниву» сбалансированным автомобилем с точки зрения ходовых качеств, цены и безопасности. Водители, которым не хватает мощности, прибегают к тюнингу двигателя или замене его на 16-клапанный от Приоры.