Ульяновский завод выпустил адаптированный для ГАЗелей, Соболи и их модификаций УМЗ 4216 в 1998 году. Агрегат построен на базе печально известного карбюраторного двигателя 4215. Карбюраторная модель славилась высоким крутящим моментом, но часто перегревалась, протекала неисправны топливная система и система зажигания. Давайте узнаем, насколько UMP 4216 стал достойнее своего предка, какие ассоциации он вызывает в драйверах и механике.
- Технические характеристики двигателя УМЗ 4216
- Устройство двигателя УМЗ 4216
- Питающая группа
- Механизм распределяющий газы
- Штанги с гидравлическими компенсаторами
- Вентиляция поддона
- Группа смазки
- Группа охлаждения
- На какие машины ставился силовой агрегат УМЗ 4216
- Недостатки поломки и проблемы двигателя УМЗ 4216
- Отзывы на двигатель
- Цена двигателя нового и контрактного
- Заключение
Технические характеристики двигателя УМЗ 4216
Конструктивно УМЗ 4216 представляет собой 8-клапанный рядный 4-цилиндровый агрегат объемом 2,9 л. В отличие от предшественника карбюраторного, 4216 ДВС получил инжектор с электронным управлением впрыском и зажиганием, что позволило увеличить мощность и ресурсы двигателя.
Первая модель УМЗ 4216 соответствовала экологическим требованиям Евро-2. В 2007 году инженеры модифицировали двигатель, чтобы улучшить характеристики и надежность, снизив при этом расход топлива и уровень шума. Обновленная модель стала соответствовать стандарту Евро-3.
Инжиниринговые компании «IntegralPowertrain» и «Ricardo» проанализировали проект и выдали заключение о возможности приведения УМЗ 4216 к показателям Евро-4. В 2012 году ульяновские инженеры выпустили двигатель, соответствующий последним требованиям. Удалось повысить мощность и крутящие характеристики, улучшить работу на холостом ходу. Степень сжатия увеличилась с 8,8 до 9,2.
Средний расход топлива двигателей ЮМЗ 4216 по городу составляет 16-20 л / 100 км. В жару и пробки показатель может вырасти до 30 литров. Водители научились управлять высоким расходом топлива, доработав агрегат самостоятельно.
В качестве топлива для УМЗ 4216 подходит неэтилированный бензин марки АИ-92 и АИ-95. Чтобы снизить расход топлива, водители переводят свои автомобили на газовое оборудование. Если машина переоборудована в рекомендованную заводом-изготовителем станцию техобслуживания, гарантия на двигатель сохраняется.
Для длительной и безаварийной работы двигателя необходима замена смазки и фильтра через 10 000 км. Или раньше, в зависимости от состояния и уровня масла. Количество масла в двигателе ЮМЗ 4216 — 5,8 л. Для заливки подходят полусинтетические смазочные материалы Shell, Лукойл, Роснефть с вязкостью:
— 5W-30, 10W-30 для регионов с холодным климатом;
— 10W-40, 15W-40 для всех сезонов;
— 20W-40 для жаркого климата.
Технические характеристики двигателя ЮМЗ 4216 |
Имея в виду |
Диаметр цилиндра / ход поршня, мм | 100/92 |
Отношение объема цилиндра к объему камеры сгорания | 8,8 — 9,2 |
Объем двигателя, см3 | 2890 |
Мощность коленчатого вала при 4000 об / мин | 100/107 |
Крутящий момент, Нм при 2200 — 2500 об / мин | 235 |
Скорость холостого хода, об / мин | 750 — 850 |
Масса сухого двигателя, кг | 172–182 |
Ресурс двигателя ЮМЗ 4216, км | 250 000 |
Устройство двигателя УМЗ 4216
Устройство двигателя ЮМЗ 4216 одинаково для всех версий, несмотря на различия в системах. В основе конструкции — алюминиевый блок цилиндров с чугунными гильзами диаметром 100 мм. Головка блока также сделана из алюминия. Между блоками устанавливается асбестовая прокладка 1,5 мм с металлической арматурой.
Кривошипно-шатунный механизм состоит из пятиопорного чугунного коленчатого вала, стальных шатунов и алюминиевых поршней. Вкладыши коренных подшипников не защищены грязевыми фильтрами, как шатун, поэтому изнашиваются в первую очередь. На юбки поршня в области контакта с рубашкой нанесен микрорельеф для удержания смазки. Поршневые компрессионные кольца имеют разные покрытия: сверху нанесен пористый бочкообразный хром, на второе, коническое, — фосфатный. Чугунное маслосъемное кольцо с радиальным расширителем в форме браслетной пружины.
Для соответствия жестким экологическим требованиям Евро-4 инженеры установили на УМЗ 4216 электронную дроссельную заслонку, новые форсунки, изменили конструкцию впускного и выпускного коллектора и др. доработали. Рассмотрим подробнее отдельные системы.
Питающая группа
Power включает блоки питания:
- воздух: ресивер, впускной коллектор и дроссельная заслонка;
- топливо: форсунки, установленные на топливной рампе.
Для управления питанием используется электронный блок, который получает необходимую информацию от датчиков:
- распредвал;
- коленчатый вал;
- температура охлаждающей жидкости и воздуха на впуске;
- кислород — лямбда-зонд.
- давление;
ЭБУ рассчитывает продолжительность впрыска и количество этапов на основе данных в различных режимах работы двигателя: частота вращения коленчатого вала, разрежение в ресивере и т.д. Для регулировки подачи топлива используются показания датчиков температуры и давления. В двигателе нет датчика массового расхода воздуха — более дешевый компонент.
Поэтапный впрыск в конкретный цилиндр реализуется с помощью датчика распредвала, датчика фазы. Сигнал от электронного блока поступает в цепь катушки зажигания с необходимым опережением, которое корректируется по частоте вращения вала, нагрузке, положению дроссельной заслонки, по сигналу датчика детонации.
В УМЗ 4216 Евро-4 отсутствует регулятор холостого хода, используется электронное регулирование. Форсунки и дроссельная заслонка отечественного производства были заменены на компоненты Delphi, что помогло добиться высокого качества распыления топлива и точного дозирования смеси.
Механизм распределяющий газы
Распределительный вал UMP 4216 изготовлен из чугуна с пятью коренными шейками и шестерней привода масляного насоса. Вал расположен под блоком цилиндров и приводится в движение коленчатым валом двумя косозубыми шестернями, что увеличивает надежность трансмиссии по сравнению с цепью или ремнем. Усилие распределительного вала передается через штоки и толкатели на коромысла, которые приводят в действие клапаны.
Проблема некорректной работы фазового датчика известна в UMP 4216. Чтобы уменьшить осевое перемещение вала, инженеры установили упорный фланец из полиамида вместо стального, решив проблему.
Клапаны двигателя изготовлены из стали: впускной — хромированный, выпускной — жаропрочный. Клапаны оснащены внешней и внутренней пружинами с разным направлением витка. При обслуживании двигателя необходимо отрегулировать воздушный зазор, очистить клапаны от нагара и притирки.
Зазор устанавливается на холодном двигателе УМЗ 4216, согласно порядку работы цилиндров в форсунке: 1-2-4-3. Для 1- и 4-цилиндровых выпускных клапанов зазор должен составлять 0,3 — 0,35 мм, для остальных — 0,35 — 0,4 мм.
Штанги с гидравлическими компенсаторами
С 2010 года УМЗ устанавливает в двигатель 4216 дюралюминиевые стержни с гидрокомпенсаторами для автоматической регулировки люфтов. Помимо снижения интенсивности технического обслуживания, использование гидравлических подъемников снижает расход топлива, увеличивает ресурс агрегата и обеспечивает тихую работу двигателя.
Вентиляция поддона
Система вентиляции выхлопных газов работает путем выхлопа системы впуска двигателя внутреннего сгорания с использованием большого или малого вентиляционного патрубка. Регулятор вакуума в виде подпружиненной диафрагмы отвечает за отделение капель масла от газов и предотвращение попадания грязи в картер.
Правильность работы регулятора проверяется водным пьезометром путем измерения разрежения в картере. Обычно уровень не должен превышать 50 мм водяного столба, в противном случае регулятор необходимо промыть и очистить.
Группа смазки
Масло в двигатель ЮМЗ 4216 подается под давлением и разбрызгиванием. Жир всасывается через маслоприемник и после фильтрации попадает в линию. Масляный фильтр установлен на блоке цилиндров. Если он забивается, редукционный клапан перенаправляет смазку в обход фильтра.
При замене масляного фильтра смажьте резиновое уплотнение маслом и вручную затяните фильтр. После заправки двигателя маслом его нужно запустить на 30 секунд и выключить. Если признаков утечки нет, проверьте уровень масла через 3 минуты после остановки двигателя.
Группа охлаждения
Система охлаждения в УМЗ 4216 имеет следующее устройство:
- термостат распределяет охлаждающую жидкость по двигателю;
- водяной насос приводится в движение ремнем от генератора и коленчатого вала, затем подает жидкость в блок цилиндров;
- вентилятор приводится в движение ремнем от натяжного ролика и коленчатого вала. Отключение происходит автоматически электромагнитной муфтой.
Электромагнитная муфта — слабый элемент в УМЗ 4216. Заклинивающая муфта приводит к оплавлению проводов и короткому замыканию, в основном из-за плохой прокладки проводки. Для решения проблемы инженеры поменяли поставщика шарниров и усилили монтажные кронштейны. Дальнейшие проекты завода включают установку нового стыка.
Проблему с электрическим сцеплением водители решают сами, установив вместо него вентилятор с электродвигателем.
На какие машины ставился силовой агрегат УМЗ 4216
Двигатель 4216 изначально разрабатывался для коммерческих автомобилей Горьковского завода: ГАЗель и Соболь, массой до 3,5 тонн:
- фургоны;
- пассажирский микроавтобус;
- бортовые грузовики.
Двигатель ЮМЗ 4216 начали ставить на ГАЗель-Бизнес в 2013 году.
Ульяновский двигатель также можно встретить на подержанных УАЗах. Желая заменить карбюраторный двигатель на инжектор, водители выбирают UMP 4216 в качестве альтернативы из-за его простой конструкции и невысокой стоимости.
Недостатки поломки и проблемы двигателя УМЗ 4216
Основные проблемы двигателя 4216 связаны с конструктивными недоработками и неисправностями в системе управления:
- при расходе масла более 150г на 100км установлен новый фильтр, заменено масло, сальники масляных клапанов, сальники и прокладки. Смазка может просочиться через уплотнения крышки толкателя;
- повреждение шланга радиатора приводит к перегреву двигателя, деформации алюминиевой головки и прогоранию прокладки;
- редукторные стартеры часто выходят из строя с труднодоступными пластиковыми шестернями;
- некачественная стандартная проводка часто плавится в том месте, где находится лямбда-зонд. Вибрация двигателя вызывает трение проводов и короткое замыкание.
- неисправность блока управления или датчиков приводит к выходу из строя электробензонасоса, неполному открытию дроссельной заслонки, перебоям в работе цилиндров и детонации на полной мощности;
- высокий расход топлива возникает при загрязнении воздушного фильтра и форсунок. Если есть регулятор холостого хода, проверьте его работу, замените патрубки. Провести диагностику ЭБУ;
- стуки в двигателе появляются из-за увеличенного зазора между коромыслом и клапаном. Кроме того, шум свидетельствует об износе шатунного подшипника, истирании юбки поршня, износе головки шатуна и толкателя;
Двигатели УМЗ 4216 2008 года имели генератор на 70 А и аккумулятор на 55 Ач, что для ГАЗелей оказалось недостаточно. Зимой заводить машину удавалось не всегда, так как аккумулятора хватало только на несколько оборотов вала. В более поздних моделях устанавливались генераторы на 90 А и батареи на 66 Ач.
До капремонта, по данным завода, двигатель 4216 имеет пробег 250 — 300 тысяч километров. Чтобы двигатель отслужил свой срок годности, необходимо соблюдать правила обслуживания и правила эксплуатации.
Отзывы на двигатель
Водители отмечают главное преимущество двигателя ЮМЗ 4216 Евро-4 в способности сохранять высокий крутящий момент на низких оборотах. Это придает двигателю тяговые характеристики, необходимые для грузовиков и фургонов: хороший отклик на педаль газа, способность преодолевать подъемы и грузоподъемность.
Из недостатков двигателя указывают невысокую скорость — 85 — 90 км / ч, большой расход топлива, возможные течи масла и некачественную проводку.
Транспортные компании выбирают автомобили с двигателями ЮМЗ 4216 из-за невысокой цены и хорошей репутации завода. Ульяновчане умеют делать агрегаты для армейских вездеходов, а значит, хорошо знают требования к конструкции коммерческой техники. Так, например, зубчато-ременная передача с зубчатыми колесами является более надежным решением, чем ремень с натяжителями и амортизаторами.
Цена двигателя нового и контрактного
Сколько будет стоить двигатель ЮМЗ 4216, зависит от модификации, наличия комплектующих и гидрокомпенсаторов:
- УМЗ 42164-80, 107 л. С., Евро-4 выпущен в комплектациях с компрессором, рамой ГУР и комплектующими Delphi для ГАЗель Бизнес и Соболь Бизнес»;
- УМЗ 4216-41, 107 л. С., Евро-3, адаптирован для «ГАЗель Бизнес» и «Соболи Бизнес», работает на бензине 92;
- УМЗ 42164-70, 107 л с., Евро-4, с компрессором и без компрессора для ГАЗель Бизнес и Соболь Бизнес»;
- УМЗ 421647, 100 л.с., Евро-4, предназначен для автомобилей с газом.
- УМЗ 4216, 107 л. С., Евро-3 входит в комплектацию «Газели» и «Соболь» со старым и новым шасси с гидроусилителем руля, под 92 и 95 бензин;
Новый двигатель УМЗ продается по цене от 130 до 170 000 рублей.
Несмотря на невысокую стоимость нового двигателя, перевозчики предпочитают покупать подержанные агрегаты. В среднем цена на контракт УМЗ 4216 составляет 50 — 65 000 руб.
Заключение
Ульяновский двигатель 4216 часто сравнивают с ЗМЗ 405 и 409. Агрегат «Заволжский» выигрывает по мощности, надежности и качеству сборки. Но, если смотреть с экономической точки зрения, простая конструкция УМЗ тоже ремонтируется в гараже, запчасти дешевле. УМЗ 4216 по низу тянет лучше, не вычурно. Однако для того, чтобы двигатель работал бесперебойно и дожил до капитального ремонта, необходимо проводить техническое обслуживание, доливать качественные смазочные материалы и топливо.