Замена масла и фильтра в двигателе — обязательная операция согласно регламенту технического обслуживания. Производитель указывает интервал технического обслуживания в зависимости от пройденного расстояния или времени, прошедшего с момента продажи автомобиля. Но это расчетные данные, не учитывающие особенностей работы станка. Разберемся, когда нужно менять смазку и как правильно это делать, чтобы не попасть на преждевременный ремонт.
- Для чего необходимо менять масло
- Периодичность замены масла
- Необходимо контролировать уровень масла
- Какое масло заливать в двигатель
- Заправочные объемы
- Замена масляного фильтра
- Промывка двигателя
- Как поменять масло своими руками
- Что понадобится перед заменой
- Инструкция по замене масла в двигателе
- Экспресс замена масла
- Заключение
Для чего необходимо менять масло
Каждый двигатель имеет систему смазки для подачи масла к трущимся деталям. Масло оставляет на поверхности пленку, которая защищает детали от сухого трения и увеличивает износостойкость узла. Со временем масляный слой истончается. На скорость разрушения пленки влияют различные факторы:
- скорость движения деталей;
- нагрузка;
- температура;
- шероховатость поверхности;
- толщина и исходный состав пленки.
- свойства металла;
Помимо создания защитной пленки, самосмазка выполняет и другие функции:
- Остудите детали.
- Смывает нагар и продукты износа.
- Защищает от коррозии.
Для нормальной работы механизмов необходимо обеспечить достаточное количество смазки, чтобы создать максимальную несущую способность масляного слоя и избежать перегрева поверхности. Наибольшая нагрузка приходится на подшипники коленчатого вала, а шатун-поршневой узел работает при высоких температурах. Продолжительный нагрев выше 120 градусов приводит к старению масляной композиции. Окисляется при контакте с несгоревшим топливом и выхлопными газами. Быстро загрязняется продуктами износа.
Периодическая замена моторного масла позволяет сохранить рабочие свойства автоматической смазки и предотвратить преждевременный капитальный ремонт двигателя. Производитель указывает запланированное время, когда пора менять масло в машине. Но на практике, чтобы сберечь ресурс двигателя, необходимо научиться определять для себя периодичность замены.
Периодичность замены масла
Если спросить у водителей, когда они планируют менять масло в двигателе, самые популярные ответы: во время ТО, с наступлением зимы, через 12 месяцев и т.д. Дилеры, как правило, рекомендуют менять смазку через 10-15000 км. Но в чем причина такой спешки?
При идеальных условиях эксплуатации масло может служить практически вечно: чистый двигатель, неспешная езда без перегрева и высоких нагрузок. Неровная городская езда, различные погодные условия, условия бездорожья и буксировка прицепов значительно сокращают срок службы моторного масла.
Помимо условий эксплуатации, на срок замены влияют качество товара, возраст и пробег автомобиля. С возрастом приходят болезни, вызывающие масляный кишечник: утечки через сальники, прокладку ГБЦ или масляный фильтр, сальники клапанов, поршневые кольца и изношенные цилиндры. Во избежание нехватки масла уровень смазочного материала следует проверять не реже одного раза в месяц.
Интервал замены определяется пробегом или моточасами. Некоторые смазочные материалы сохраняют свои рабочие свойства до 200 м / ч, другие — до 350 м / ч. Чтобы определить, сколько времени проработал двигатель, устанавливаются специальные датчики или рассчитывается интервал замены исходя из средней скорости:
Пробег = м / ч * Средняя скорость
Например, возьмем синтетическую самосмазку, рассчитанную на 300 м / ч, а средняя скорость автомобиля в городе составляет 25 км / ч. Замена поезда потребуется после 300 * 25 = 7500 км. А загородному жителю при движении со скоростью 50 км / ч придется менять реже, после 15000 км.
После замены масла в двигателе индикатор оборотов сбрасывается.
Необходимо контролировать уровень масла
Качество состава также сообщит о необходимости замены моторной смазки при проверке уровня. Если масло начинает густеть, теряет прозрачность или быстро тускнеет, пришло время для перемен. Для проверки смазки двигателя предоставляется щуп.
Как проверить уровень:
- Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности.
- Прогрейте двигатель и выключите его, чтобы смазка успела стечь в поддон.
- Выньте масляный щуп и протрите чистой тканью.
- Вставьте щуп обратно до упора.
- Снова вытащите щуп и оцените уровень масла по шкале: скорость между крайними отметками.
Недостаток смазки в картере приводит к его быстрому старению и неэффективной работе системы смазки, то есть нехватке моторного масла. Добавлять состав в двигатель необходимо через маслозаливную горловину, расположенную на блоке цилиндров. Горловина закрывается крышкой с маркировкой Oil Fill или вязкости. Масло следует заливать порциями, не превышающими 200 — 300 мл за раз.
Избыток так же вреден, как и недостаток. Избыточная смазка выдавливается через уплотнения и уплотнения, что приводит к загрязнению двигателя и дополнительной нагрузке на коленчатый вал.
Какое масло заливать в двигатель
В инструкции по эксплуатации производитель всегда указывает, какое масло следует доливать в двигатель. Например, для двигателя VW CZCA 1,4 л TSI подойдет состав с допуском VW 508.00 или 502.00, а для ВАЗ 21129 — с вязкостью 5W-30 и 10W-40. Рекомендации не следует игнорировать. При разработке конкретного двигателя инженеры определяют требования к качеству самосмазки, исходя из конструкции, допустимых нагрузок и тепловых расчетов.
Моторным маслам приходится работать в тяжелых условиях, поэтому к ним предъявляются жесткие требования, иногда противоречащие друг другу. Состав не должен быть слишком густым, чтобы не создавать сопротивления деталям. Но слишком жидкое состояние не позволит получить прочную защитную пленку.
Автомобильные масла характеризуются вязкостью, изменяющейся в зависимости от температуры. При нагревании смазка становится более жидкой и загустевает по мере охлаждения. Степень «разжижения» определяется индексом вязкости. Чем он выше, тем меньше меняется вязкость состава.
В основе моторных масел лежат минеральные или синтетические компоненты с большим количеством присадок. Смесь подбирается таким образом, чтобы обеспечить заданные физико-химические свойства. Добавки улучшают качество масел в определенных областях:
- влияют на твердость пленки;
- антикоррозийный;
- пеногаситель и так далее
- противоизносные и противозадирные;
Поскольку каждый тип автомобильного масла имеет уникальный состав, смешивать разные смазочные материалы нельзя. Когда уровень масла в двигателе падает, необходимо долить именно то, что было залито ранее. Если вы не знаете, что он полный, лучше полностью заменить масло и фильтр.
Заправочные объемы
Перед заменой моторного масла нужно узнать, сколько смазки нужно купить. Эта информация указана в инструкции к машине. Объем заправки зависит от комплектации силового агрегата и способа замены.
Итак, при замене масла необходимо залить двигатель 21129:
Оборудование | Без замены фильтра, л | Со сменой фильтра, л |
С механической коробкой передач | 3.2 | 2,9 |
С механической коробкой передач | 4.4 | 4.1 |
На ГАЗель с ДВС ЗМЗ 405 потребуется 6,0 л, а в комплектации с УМЗ 4216 — 5,8 л. Заправочный объем КамАЗ-65115 с двигателем 740.622-280 вмещает 28 литров «быстроходного катера».
Замена масляного фильтра
Не забудьте установить новый фильтр при замене моторного масла. Очищает масляный поток от твердых частиц изношенных деталей двигателя, нагара и т.д. Фильтрующий элемент изготавливается из бумаги, картона, синтетики. Фильтры делятся на полнопоточные, если через них проходит все масло, и на частичные, если смазка частично проходит.
Чем грязнее фильтр, тем хуже его производительность. Внутри фильтра установлен байпасный клапан, предотвращающий падение давления в линии. При определенном давлении клапан открывается и смазка поступает в двигатель, минуя фильтр. Длительная работа двигателя с грязным маслом приводит к засорению системы смазки и износу деталей.
В легковых автомобилях устанавливаются полнопоточные сменные фильтры. В транспортировке часто используются 2 элемента: полнопоточный со сменным фильтром и центробежный частичный поток.
Промывка двигателя
При замене масла в двигателе автосервисы предлагают одновременно промыть систему тем же составом или специальной жидкостью. Очистка двигателя омывающей жидкостью занимает 15 минут. Быстрый эффект достигается благодаря высокой концентрации моющих средств.
Жидкости для стирки продаются в канистрах по 4 или 5 литров в виде разбавленного масла или в чистых упаковках по 300 мл. В первом случае стиральный состав заливается сразу после слива старой смеси. Во втором — к старому маслу добавляется жидкость. После заправки в обоих случаях двигатель должен поработать 15 минут на холостом ходу. Затем промывка сливается и выливается чистая моторная смазка.
Мастера не рекомендуют самостоятельно пользоваться моющими средствами, так как неправильно выполненная процедура может повредить автомобиль. Перед чисткой двигателя нужно вручную вымыть поддон, маслозаборную решетку, клапанную крышку. Только тогда можно использовать специальные жидкости для очистки каналов и труднодоступных мест.
Как поменять масло своими руками
Замена моторного масла своими руками проходит в 5 этапов:
- Подготовка инструментов и транспортного средства.
- Осушение.
- Замена фильтра.
- Залив.
- Контроль уровня.
Весь процесс занимает 30-60 минут.
Что понадобится перед заменой
Для самостоятельной замены масла в двигателе вам потребуются:
- уплотнительная шайба или новый сливной болт;
- новый масляный фильтр;
- свежее моторное масло;
- емкость с широкой горловиной для капания;
- тряпки;
- чистые тряпки;
- ключ для откручивания защиты днища;
- перчатки.
- старый ремень от генератора для снятия масляного фильтра;
- воронка;
- торцевой ключ для болта шпильки поддона;
Перед началом работы прочтите руководство по эксплуатации машины, чтобы узнать, как снять защитный кожух, где находится пробка поддона, сколько нужно масла и т.д. После теоретической подготовки начинается практика.
Инструкция по замене масла в двигателе
Правильная замена масла начинается с подготовки автомобиля. После простоя самосмазка становится вязкой и долго тает. Для восстановления текучести прогрейте двигатель до рабочей температуры. Это может занять около 10 минут.
Припаркуйте машину на ровной поверхности. Для удобства работы можно использовать лифт или эстакаду. Заглушите двигатель. Подождите не менее 10 минут, пока жир стечет в кастрюлю.
В целом процедура замены масла выглядит так: слейте масло и вставьте новое в количестве, указанном в сервисной книжке. Однако есть нюансы, о которых не стоит забывать, поэтому подробно рассмотрим процесс замены:
- Если у вашего автомобиля есть защита днища, сначала открутите ее.
- Найдите крышку чашки. Ослабьте болт гаечным ключом.
- Подставьте под нее емкость, чтобы слить старый жир.
- Аккуратно откручивайте крышку вручную, пока не потечет горячее масло.
- Для полного стекания требуется около 20 минут, в зависимости от объема и вязкости смазки.
- Затяните болт с новой уплотнительной шайбой до требуемого момента, чтобы предотвратить утечку.
- Откройте капот и открутите маслозаливную горловину.
- Вытащите масляный щуп.
- Откручиваем масляный фильтр, обвитый старым ремнем. Очистите сопрягаемую поверхность от старой прокладки и грязи.
- На новом фильтре смажьте резину моторным маслом, чтобы предотвратить его скручивание во время установки. Прикрутите фильтр.
- Поместите воронку в маслозаливную горловину. Налить свежий состав в необходимом объеме.
- Периодически проверяйте уровень масла, если в баке нет мерной колбы.
- Заводим двигатель, чтобы свежая смазка прошла через новый фильтр. Есть варенье.
- Ждем, когда состав разгрузится в поддон и проверяем уровень.
- Переворачиваем капюшон на шею, ставим защиту на место.
Вышеупомянутый метод относится к полной замене вручную. Некоторые автосервисы предлагают еще один вариант — замену моторного масла с помощью пневмоагрегата. Выбор технологии замены — ручной или аппаратный — зависит от конструкции двигателя, его функциональности и опыта мастера. Например, поддоны некоторых двигателей внутреннего сгорания имеют сложную форму, и картер можно полностью опорожнить только через сливную пробку. Если фильтр установлен под защитой картера, залезть под машину все равно придется. Но для объективности обозначим еще и положительные стороны экспресс-замены.
Экспресс замена масла
Аппаратная разгрузка производится с помощью щупа. В отверстие вставляется трубка аппарата, через которую за счет вакуума засасывается смазка с поддона. Со временем процесс занимает не более 10 минут.
Некоторые устройства способны очищать двигатель, удаляя остатки самосмазывающейся жидкости из линии сжатым воздухом. Процедура может быть полезна при покупке подержанного автомобиля. Когда нет уверенности в том, что автомобиль обслужили правильно.
Что понадобится для быстрой замены моторного масла:
- труба подходящего диаметра и длины (подбирается под конкретный двигатель);
- свежее масло.
- отсасывающий аппарат;
Последовательность операций при быстрой замене:
- Вытащите масляный щуп. В отверстие вставляется всасывающий патрубок для доступа к картеру.
- Другой конец трубки подсоединяется к штуцеру прибора, и старый состав выбрасывается.
- После прокачки вытащите трубку.
- Вылейте свежий жир через заливную горловину.
- Проверить уровень.
В чем преимущества быстрой замены:
- Сэкономьте время, которое обычно тратится на разборку ограждения, откручивание крышки и слив смазки.
- Нет необходимости каждый раз покупать новую уплотнительную шайбу или болт сливной пробки.
Заключение
Правильная замена масла в двигателе автомобиля подразумевает своевременное обновление смазки в системе. Интервал замены индивидуален и зависит от стиля вождения и условий. Не маловажно следить за уровнем: не дожидайтесь включения сигнальной лампы на панели приборов и избегайте масляного голода. Вместе с моторным маслом необходимо заменить масляный фильтр, забитый грязью. В противном случае новый состав быстро придет в негодность.
Трудности при замене масла традиционным способом могут быть связаны с конструктивными особенностями двигателя, когда доступ к двигателю затруднен. В остальном техника не требует специальных инструментов и навыков. Помимо стандартного метода, вы можете выбрать быструю замену, чтобы сэкономить время и силы.