Обкатка двигателя после капитального ремонта — обязательная проверка. В государственном режиме ДВС работает на высоких оборотах, имеет трущиеся поверхности и локальный перегрев. Обкатка двигателя помогает «подготовиться» к тяжелой работе и проверить качество сборки. Выбор метода испытаний зависит от рекомендаций производителя и возможностей мастерской. Обкатку может провести владелец транспортного средства, но необходимо соблюдать некоторые условия, чтобы не повредить двигатель.
- Для чего производится обкатка мотора
- Первый запуск после капитального ремонта
- Сколько обкатывать двигатель после капремонта
- Способы обкатки мотора
- Обкатка на стенде
- Бесстендовая холодная обкатка
- Горячая обкатка
- Естественная обкатка двигателя
- Чего делать нельзя
- Какой ресурс двигателя после капитального ремонта
- Замена масла после капремонта двигателя
- Заключение
Для чего производится обкатка мотора
после капитального ремонта необходимо запустить двигатель для равномерного шлифования трущихся поверхностей. Хотя современные материалы и методы обработки позволяют получить поверхность без царапин, трущиеся детали имеют определенную шероховатость. По большей части это касается узла цилиндр-поршень. Поэтому отремонтированный блок цилиндров и новые поршни имеют размерные отклонения и дефекты поверхности.
Обкатка позволяет:
- отрегулировать сцепление деталей и снизить износ;
- проверьте результат обзора.
- стабилизировать расход масла;
- минимизировать деформацию;
Во время работы двигателя внутреннего сгорания выделяется большое количество тепла. Таким образом, головка поршня нагревается до 300 градусов от взаимодействия с горючей смесью. Деталь охлаждается компрессионными кольцами. При контакте со стенками цилиндра поршневые кольца выделяют тепло, которое рассеивается вместе со смазкой.
При длительной эксплуатации поршневые кольца трутся о стенки цилиндра. После просмотра «связь» пропадает. Поэтому переустановить старые кольца невозможно: они «заточены» под другие размеры цилиндров и не подходят для дальнейшей работы.
Отсутствие приработки приведет к плохой передаче тепла от поршня к цилиндру. Это, в свою очередь, вызывает перегрев поршня, детонацию, деформацию поршневых колец или сжигание всей детали.
Чтобы сократить время приработки, производители компонентов разработали новые профили компрессионных колец: скошенные, закругленные, ребристые с оловянным наполнителем и т.д. Двухступенчатое хонингование цилиндра также влияет на режим приработки, так как поверхность является микропробегом.
Первый запуск после капитального ремонта
Первый пуск ДВС осуществляется по схеме:
- Долейте моторное масло. Смазка заполняет систему за 10 минут. Оставьте масляный фильтр сухим, чтобы избежать попадания в камеру.
- Подключите топливный насос или подайте топливо вручную.
- Откройте дроссельную заслонку вручную, если нет автоматического режима.
- Начните закуску.
- Дайте двигателю поработать до 2000 об / мин.
- Поработайте на холостом ходу в течение 15 минут, пока двигатель не станет стабильным при рабочей температуре.
- Они заглушают агрегат и ждут, пока он полностью остынет.
Во время запуска контролируется давление в системе смазки. Звуковой сигнал индикатора в течение 4 с указывает на неправильную установку двигателя. Срочно нужно заглушить двигатель! Если давление стабилизировалось быстро, двигатель внутреннего сгорания прогревается до рабочей температуры.
При визуальном осмотре не должно быть утечек. В первые 3 минуты двигатель может стучать: качаются толкатели гидросистемы или входят стаканы. В дальнейшем звук должен стать равномерным, без вибраций. Появление запаха гари и легкого дыма при первом запуске — это нормально — выгорают монтажные смазки.
Если двигатель внутреннего сгорания работает без сбоев, начинается обкатка. Для правильной работы в двигателе после капремонта необходимо разбираться в нюансах теста.
Сколько обкатывать двигатель после капремонта
Время, необходимое для обкатки после капитального ремонта двигателя, зависит от метода испытаний. Неправильно проведенный тест приводит к заклиниванию двигателя уже в первые сутки. Чтобы избежать сбоев, нужно действовать аккуратно, соблюдать предписанный режим проверки.
В среднем притирка деталей ДВС длится от 3000 до 8000 км. По его отзывчивости и крутящему моменту можно определить готовность двигателя — после нажатия на педаль акселератора машина быстро выходит из строя и уверенно разгоняется до полной силы.
Способы обкатки мотора
собранный двигатель можно правильно запустить после капремонта на домкратах или в процессе эксплуатации. На СТО двигатели проходят испытания в 3 этапа:
- холодный ход;
- горячая обкатка с нагрузкой.
- горячая обкатка без нагрузки;
Стенды позволяют не только запустить двигатель, но и проверить качество ремонта. Для этого во время теста контролируются:
- линейное давление;
- удельный расход топлива.
- мощность развита;
- температура масла и охлаждающей жидкости;
- частота вращения коленчатого вала;
Обкатка считается завершенной, когда параметры достигают определенного диапазона значений и двигатель работает исправно:
- при минимальной и максимальной частоте вращения вала;
- нет утечек масла, топлива и охлаждающей жидкости через соединения.
- равномерно на всех режимах, без толчков и высоких шумов;
Рассмотрим подробно, как работает двигатель внутреннего сгорания на заправке и в гараже. Методы одинаково подходят как для бензиновых, так и для дизельных двигателей.
Обкатка на стенде
Держатели подходят как для холодного, так и для горячего режима. Оборудование представляет собой агрегат с электродвигателем, контрольно-измерительными приборами и карданным валом для передачи вращения. Прибор управляется автоматически по определенному расписанию.
Крепление подбирается под мощность двигателя. После капремонта двигатель подключается к системе, заливается смазка, охлаждающая жидкость, подключаются необходимые шланги и электрические разъемы. Проверка завершается осмотром двигателя внутреннего сгорания:
- снять поддон;
- при необходимости снимаем ГБЦ, снимаем поршни.
- осмотреть вкладыши коренных подшипников и пальцы коленчатого вала;
Холодная обкатка, в отличие от горячей, выполняется на малых оборотах электродвигателя, а не двигателя. Испытание длится 20-40 минут с постепенным увеличением скорости электродвигателя. В процессе работы проверяют:
- нагрейте область цилиндров и коренных подшипников, прикоснувшись к ним;
- давление и температура масла.
- равномерность шума двигателя;
- герметичность соединений;
Например, двигатели КамАЗ-740 испытывают по следующей схеме:
Обороты коленчатого вала, об / мин |
Время режима, мин |
600–800 | ветры |
1000–1200 | 15 |
1300–1400 | 5 |
Чтобы сократить время испытаний в 2 раза, в двигатель внутреннего сгорания добавляют маловязкие масла и специальные присадки. Этот технологический прием также позволяет снизить съем металла при приработке.
Бесстендовая холодная обкатка
Этот вариант обкатки холодного двигателя после капитального ремонта является устаревшим. Автомобиль прикрепляют к буксирному тросу и на несколько часов переводят на 3-ю передачу. Этот метод не позволяет отслеживать отдельные параметры двигателя и следить за их состоянием.
Горячая обкатка
Горячий обкат — самый популярный метод испытаний двигателя после капитального ремонта. Он выполняется на штативе или на машине с грузом и без него. Перед проверкой на стенде на двигатель устанавливают свечи зажигания, регулируют зазоры ГРМ, подключают топливную и топливную системы. Двигатель внутреннего сгорания запускается за счет вращения коленчатого вала, поэтому важно следить за параметрами технических жидкостей.
При горячей обкатке без нагрузки двигатель внутреннего сгорания запускается на пониженной частоте вращения коленчатого вала 800 — 1100 об / мин с постепенным увеличением частоты вращения. Процесс длится от 20 минут до нескольких часов и заканчивается, когда достигается половина номинальной скорости вала.
Например, режим для двигателей ЗМЗ-405, 406 и 409 следующий:
Обороты коленчатого вала, об / мин |
Время режима, мин |
850–1000 | 5 |
1400–1600 | 5 |
1800–2000 | 5 |
2300–2500 | 5 |
ЗИЛ — 645 управляется в 8 ступеней:
Обороты коленчатого вала, об / мин |
Время режима, мин |
1400 | 10 |
1500 | 5 |
1800 | 5 |
2000 г | 10 |
2200 | 10 |
2400 | 10 |
2600 | 5 |
2800 | 5 |
При обкатке под нагрузкой приводной вал стенда соединяется с маховиком ДВС. Электродвигатель будет действовать как генератор и одновременно заряжать двигатель. Испытание проводится с постепенным увеличением мощности электродвигателя и частоты вращения коленчатого вала в соответствии с технической документацией.
Например, ЯМЗ-238 проходит испытания по следующей схеме:
Обороты коленчатого вала, об / мин |
Нагрузка, кВт |
Время режима, мин |
1500 | 10 | |
1600 | 29 | 10 |
1700 | 59 | 10 |
1800 | 88 | 5 |
1900 г | 118 | 5 |
2000 г | 147 | 5 |
Естественная обкатка двигателя
Естественная или эксплуатационная обкатка проходит без штатива и продолжается 2000 — 3000 км. Для правильной работы в двигателе после капремонта необходимо соблюдать следующие правила:
- не буксируйте прицепы, избегайте скольжения;
- это не стоит.
- поддерживать двигатель в диапазоне вращения 1500 — 4000 об / мин;
Обкатка двигателя предполагает постепенное увеличение нагрузки:
- первые 1000 км необходимо поддерживать скорость до 3000 мин-1;
- после 2000 км — до 4000 об. / мин.
- увеличить следующие 1000 км до 3500 мин-1;
постоянную нагрузку на двигатель допустимо давать после 5000 — 8000 км пробега после ремонта.
Чего делать нельзя
Во избежание износа двигателя после ремонта при обкатке рекомендуется:
- не нагружайте двигатель, выбирайте маршруты без сложных дорожных условий: пробки, внедорожники;
- не водите машину в одном режиме: ДВС должен работать на разных частотах для равномерного шлифования деталей.
- не запускайте двигатель на холостом ходу, так как притирка происходит под нагрузкой, когда выхлопные газы оказывают равномерное давление 15-20 атм;
- поддерживать обороты коленвала не выше 50 — 70% от номинала, ехать спокойно;
Какой ресурс двигателя после капитального ремонта
Бесшумная езда продлевает срок службы любого двигателя. Чем больше работает двигатель внутреннего сгорания, тем быстрее он изнашивается. Поэтому ресурс двигателя после капитального ремонта во многом зависит от водителя. Если, конечно, мастер поставил хорошие запчасти и добросовестно выполнил свою работу.
Правильная обкатка «закаляет» движок, позволяет ему «брать» игры. Агрегат постепенно адаптируется к нагрузкам, что увеличивает его ресурс. Теоретически отремонтированный двигатель при исправном функционировании сможет проработать столько времени, сколько потребуется до капремонта. Но не забывайте о своевременном обслуживании и заправке качественными ГСМ.
Замена масла после капремонта двигателя
Масло для обкатки двигателя заливается после капремонта перед первым запуском. Чтобы сэкономить перед первой заменой, оптимально заливать подходящую по допуску полусинтетику.
Считается, что после первых пусков смазка загрязнена технологической стружкой и продуктами износа, поэтому масло необходимо менять через 1000 — 2000 км. На практике хорошее моторное масло может проехать от 4000 до 7000 км. На всякий случай проверяйте уровень и качество смазки раз в неделю.
При замене масла обязательно ставьте новый фильтр.
Качество ремонта также влияет на степень загрязнения масла. Механическая обработка деталей на современном оборудовании, выполняемая квалифицированным мастером с соблюдением пространств и допусков, не дает сильной притирки. Очистка и прокачка двигателя после ремонта удаляют грязь, забивающую смазку.
Заключение
Обкатка двигателя осуществляется на стенде или в рабочем режиме. Во время испытания происходит трение трущихся поверхностей, что положительно сказывается на сроке службы двигателя внутреннего сгорания. Чтобы не повредить двигатель, необходимо соблюдать инструкции по подготовке и обкатке. При естественной обкатке невозможно перегрузить двигатель и запустить его в одном режиме. Правильная обкатка заключается в постепенном увеличении нагрузки и осторожном вождении.