Первый ЗМЗ 405 был разработан для Волги 3111, выпускаемой Горьковским автомобильным заводом. Автомобиль получился динамичным и солидным, но серийное производство так и не началось. Однако двигатель 405 Заволжского моторного завода вплотную приблизился к другим моделям ГАЗ и до сих пор находится в производстве, что говорит о его популярности. На заводе разработано несколько модификаций, отвечающих современным требованиям.
Технические характеристики ЗМЗ 405
ЗМЗ 405 — это 4-цилиндровый 16-клапанный агрегат объемом 2,5 литра. Двигатель работает на бензине АИ-92, АИ-95, АИ-98. Система впрыска и зажигание ДВС контролируются ЭБУ. В последних версиях установлена электронная педаль акселератора.
Мощность и крутящий момент двигателя зависят от модификации ЗМЗ 405. Также есть отличия в системе управления, вентиляции и конструктивных решениях. В 2008 году агрегат был доработан для соответствия экологическому классу Евро-3, устранив проблемы предыдущих версий.
Блок цилиндров ЗМЗ 405 выполнен из чугуна. Система распределенного впрыска топлива с электромагнитными форсунками. Масло к трутся деталям под давлением и разбрызгиванием. Система смазки автоматически регулирует температуру масла через термоклапан.
Головка блока сделана из алюминия. Каждый цилиндр имеет 2 входа и 2 выхода. Клапаны оснащены гидравлическими толкателями, поэтому нет необходимости вручную регулировать зазоры. Работает от двух распредвалов. Валы приводятся в движение двумя зубчатыми цепями. Блок хронометража включает:
- гидравлические натяжители;
- верхняя и нижняя цепи;
- звездочки распредвала;
- башмаки натяжителя цепи.
- пустышки;
- ведомая и ведущая звезды промежуточного вала;
- звездочка коленвала;
Расход топлива зависит от технического состояния двигателя, нагрузки автомобиля, сопротивления дороги и скорости. В среднем по трассе двигатель ЗМЗ 405 расходует от 8 до 15 литров бензина на сотню. По городу уходит от 16 до 25 литров.
Двигатель ЗМЗ 405, технические характеристики |
Имея в виду |
Объем, л | 2,464 |
Мощность двигателя, л.с. / об. / Мин | 140,5 / 5000
143,8 / 5200 152,5 / 5200 195/4500 |
Крутящий момент, Нм / об / мин | 214/4000
213,5 / 4000 210,9 / 4200 343/4000 |
Диаметр цилиндра, мм | 95,5 |
Ход поршня, мм | 86 |
Коэффициент сжатия | 9,4 |
Масса сухого двигателя ЗМЗ 405, кг | 184–197 |
Ресурс двигателя, тыс. Км | 200–300 |
Список моделей авто в которых устанавливался
Серия ДВС 405 встречается на легковых автомобилях, выпускаемых Группой ГАЗ: Волга 3102, 31105, 3111. Двигатель ЗМЗ 405 применяется на грузовиках и легковых автомобилях ГАЗель, Соболь массой до 3,5 тонн.
В 2009 году ОАО «Соллерс» планировало оснастить собранный в Елабуге Fiat Ducato новым двигателем ЗМЗ-40524.10 экологического класса Евро 4. Инженеры Заволжского завода разработали прототип двигателя для Ducato, но дальше дело не пошло.
На базе двигателя ЗМЗ 405 построено 409 двигателей внутреннего сгорания объемом 2,7 л. Агрегат устанавливается на УАЗ Барс, Буханка, Карго, Патриот, Пикап Хантер, Симбир.
Перечень модификаций ДВС
Для двигателя ЗМЗ 405 было разработано пять модификаций, первая версия, 4052.10, появилась в 2000 году. База сначала была модифицирована под экологические требования Евро-2, затем — Евро-3 и 4. В 2013 году появилась новая модель двигателя с турбонаддувом с обозначением 4054.10.
Инжектор
Все модели двигателя ЗМЗ 405 оснащены инжектором. Модификации отличаются мощностью, требованиями экологических норм и адаптацией к классу машины:
- 4052.10 ставится на Волгу. Мощность двигателя 152,5 л.с., крутящий момент 210 Н · м. Соответствует классу Евро-2. Оборудован блоком управления Mikas;
- 40522.10 — аналогичен базовой версии, но адаптирован для установки на грузовые автомобили «ГАЗель», «Соболь» и микроавтобусы»;
- 40524.10 доработали под ГАЗели и Соболи под Евро-3 и 4. Мощность двигателя внутреннего сгорания — 140,5 л.с., крутящий момент — 214 Н · м. Для улучшения вентиляции в конструкцию включены клапаны, поддерживающие постоянный вакуум в картере. Также добавлена электронная педаль акселератора E-Gas;
- 40525.10 устанавливается на «Волгу» класса Евро 3 массой до 2,1 т. Мощность двигателя 143,8 л.с., крутящий момент 213,5 Нм;
- 4054.10 оснащен бензиновым турбонагнетателем и воздухоохладителем. Мощность двигателя — 195 л.с., крутящий момент — 343 Нм. Размер цилиндра уменьшен до 92 мм, увеличен ход поршня — 94 мм. Двигатель устанавливается на спецтехнику и спецслужбы.
Карбюратор
Карбюраторы не встречаются среди моделей двигателей ЗМЗ 405. Однако предшественник, 406, был карбюраторным. Шведский двигатель SAAB стал прототипом для разработки. Двигатель производился с 1997 по 2008 год.
ЗМЗ 406 — 4-цилиндровый 16-клапанный бензиновый ДВС, построенный по схеме DOHC с двумя распредвалами. Объем двигателя — 2,3 л. Мощность — 100 л.с., крутящий момент — 177 Нм. В качестве топлива подходит бензин 92. Несмотря на низкую производительность, водители положительно отзываются о двигателе.
Карбюраторный двигатель устанавливался на грузовики и микроавтобусы «ГАЗель», «Рута» и БАЗ-2215.
Основные проблемы 405 двигателя
За 20 лет существования двигателя ЗМЗ 405 стали хорошо известны его недостатки. Критические сбои случаются редко и обычно связаны с качеством обслуживания. Хотя в некоторых модификациях есть недоработки конструкции.
В ЗМЗ 405 Евро-2 конструкторы стремились улучшить отвод тепла от стенок цилиндров. Для этого между цилиндрами делали глухие пазы шириной 2 мм, что уменьшало жесткость верха блока. Распространенная проблема — пробивка и прогорание прокладки, которую необходимо менять каждые 30-50 тысяч км.
Чтобы устранить золотую середину, завод изменил процесс литья и внес несколько улучшений. Теперь вместо трещин появились воздуховоды, заменена прокладка на двухслойную стальную, установлены болты с удлиненной головкой М14х1,5. Новый крепеж снизил натяжение поршневых колец от прижимной силы.
Среди других неисправностей ЗМЗ 405 можно выделить:
- появление стука может указывать на износ гильз, шатунно-поршневой группы, гидравлических толкателей, подшипников. Если шум в передней части двигателя увеличивается на средних оборотах, проверьте натяжение цепи привода ГРМ;
- повышенный аппетит к маслу. Смазка может вытекать через изношенные сальники и прокладки. Ожог масла возникает при избытке смазки в картере, износе поршневых колец, разрушении крышек маслоотражателя или повреждении цилиндров;
- увеличение холостого хода. В первую очередь проверяется акселератор, датчик массового расхода воздуха и датчик положения педали. Очистите или замените протекающие форсунки;
- перегрев. Проверить уровень охлаждающей жидкости, исправность термостата, целостность прокладки головки. Перегрев двигателя может быть связан с износом рабочего колеса или вращением ступицы водяного насоса.
- заклинивание цепи ГРМ. Причина может заключаться в износе подшипника звездочки, заклинивании распредвалов или повреждении цепи. Согласно регламенту, необходимо менять распределительную цепочку каждые 100 000 км;
Капитальный ремонт ЗМЗ 405 проводится через 200 — 250 000 км пробега в зависимости от условий эксплуатации. В это время увеличиваются зазоры в деталях муфты, увеличивается расход топлива и масла, снижается давление в системе. Может появиться дым.
Заключение
Водители отмечают, что двигатель 405 отлично справляется с ГАЗелями. Двигатель внутреннего сгорания не капризен, ремонтируется в гараже. При регулярном обслуживании без ремонта превышает 300000 км. Двигатель удачно настроен, повышены его тяговые характеристики. Самый популярный вариант — установка турбокомпрессора в агрегаты под Евро-3. Чтобы снизить расход топлива, двигатель переходит с бензина на газ. В этом случае необходимо обновить прошивку ЭБУ.